Велопоход по Хорватии (июнь 2009)

Вступление.

В Хорватию собираемся за месяц до старта. Изначально хотим проехать Черногорию и Хорватию. Оказалось, что билеты на самолёт, если прилёт и вылет в разные места гораздо дороже, чем если берёшь туда/обратно разом. Да и расстояния слишком великоваты для велосипеда. В итоге, определяемся, что одной Хорватии нам будет достаточно, покупаем билеты в Загреб и обратно на 12 дней за 18 тыс. Сначала нас было пятеро – я (Миша), Юрка, Димка из Фрязино, Димка из Твери, Ванёк. Через неделю с нами захотел ехать и Вовка, к этому времени билеты, почему-то, дешевеют на полторы тысячи. Ванёк – из команды Бобров (www.bobrs.ru), но т.к. мы, в нашем путешествии, разделились, для определённости называю другую команду Бобрами :)

Всё! Билеты куплены - точно едем. У Юрки и Димки из Твери ещё нет велосипедов. Юрке он, вроде как, больше и вообще не нужен. Покупает с суперскидкой за 10 тыс Атом с задней переключалкой dior. Димка покупает Mongoose. Я, наконец, решаю продать поднадоевший мне GT Avalanche 2 с маленькой 20-й рамой, дёшево сталкиваю его через интернет. Выбираю велик на рынке в Сокольниках, продавцы советуют попробовать поменять велик кардинально - пересесть на гибридный велик: «в европе давно уже мода на горные велики прошла». Иду наперекор русской моде, покупаю Author Reflex с 22 рамой. Рад, что раму взял большую, чем мне положено. Едешь и чувствуешь себя человеком, намного приятнее GT.

Строим предварительный маршрут. Все сходятся в одном – обязательно нужно ехать на Плитвицкие озёра. Там нельзя ночевать и купаться, но, по слухам, посмотреть стоит. Димка рисует на карте маршрут от Zagreb до Rieka, потом весь полуостров Истрия, далее острова Cres, Losinj, Rab и по побережью до города Split. На обратном пути, возвращаться до Загреба через Плитвицкие озёра. Всего - больше 800 км. Мы с Юркой сразу отказываемся от такого расстояния, он рисует свой план, без заезда в Split и первую часть пути от Zagreb до Rijeka проехать на электричке. Бобры всё же хотят сгонять и в Сплит, решаем, сразу по прилёту, делиться на 2 команды. Димка предлагает ехать 1 часть пути на электричке от Zagreb до Rijeka, но Ванёк не хочет. Юрка, ошибочно решает, что я тоже настроен ехать 800 км по Димкиному плану и решил, что лучше он проведёт отпуск в Москве, играя на гитаре, чем крутить по 80 км в день по горным дорогам. Забегая вперёд, скажу, Бобры, конечно же, не выполнили своего плана, а поехали по Юркиному, и выполнили только его, а мы не побывали на Плитвицких озёрах. Но это всё в будущем :) Итак, поехали !

День 1 – Zagreb 12 июня

От Фрязино и Мытищ добираемся до Москвы-3 на электричке, 10 мин на великах до Рижской, затем Планерная и 6 км до Шереметьево-2. От Ленинградки до Шереметьево-2 везде пешеходная дорожка, конечно не такая клёвая (нет съездов с бордюров), как велодорожка в Хорватии, но всё же - порадовала. В электричке Димка, Ванёк и Вовка выпили бутылку водки, Вовку качнуло на мосту, у Аэропорта, и он расквасил коленку о поручень :) Не вовремя, но Вовку такой ерундой не возьмёшь, на велике с рамой 18”, когда сам он самый длинный из нас, с изношенными звёздочками и растянутой цепью, всё равно он едет лучше чем любой из нас :)

В Дьюти Фри купили ещё выпить, потому что за пару недель происшествия с А320-ми не радовали своей частотой, а бояться в самолёте не хотелось :) :)

Велики запаковываем быстро и некачественно, Юрка паковал дома, обматывая раму бинтами, в итоге у него велик пострадает больше других по прилёту ;)

Велики на весах, нагло придерживаем руками, у Димки вес получается 8 кг, в итоге, до перевеса было ой как далеко, довольные, садимся в самолёт и через 3 часа уже в солнечной Хорватии, кто знал, что скоро начнём скучать по жаре..

2 Димки, Вовка и Ванёк быстро скручивают велики, прямо в 100 метрах от аэропорта, на зелёной лужайке, им не нужно спешить на электричку в Риеку, а нам с Юркой нужно. Закапываем Юркины бинты, которыми он обматывал раму, педальный ключ и распорку на вилку прямо в аэропорту, чтоб не таскать с собой. Чехол от велосипеда решаю не закапывать, а возить с собой, потому что отъезжающий Ванёк, говорит, что будет таскать с собой плёнку, в которую он обматывал велик. Об этом я сильно жалею первую половину нашего путешествия, т.к. у меня с трудом закрывается велорюкзак, вместе с пенкой. Потом пенка перекочевала наружу рюкзака и его уже не распирало. Оказалось, что чехол крайне необходим для поездок на кораблях, без него не пускают.

Вот так выглядят остановки электричек в Хорватии :)

Оправдываясь, что это от выпитого, Юрка умудряется 3 раза наоборот прикрутить руль. Пытаемся успеть на электричку 16:50, GPS нам в этом помогает, в итоге всё же опаздываем совсем на чуть-чуть и, начинаем понуро изучать расписание следующих электричек. В Хорватии есть электрички, на которых можно возить велики, не разбирая. Узнаём, что такая электричка в 8 утра, перекусываем в МакДональдсе, по ценам, раза в 2, превышающим наши, опять понуро изучаем расписание и идём ночевать прямо в центре Загреба, у реки. Я поначалу стремаюсь (прикиньте, сколько простоит палатка, поставленная у Красной Площади:) ), но Юрка убеждает, что ничего не будет. Ночуем между рекой и стогом сена. Ночью идёт первый дождь, тент стоит, так что обходится без последствий.

Итого – проехали около 15 км, не успели на электричку и не посмотрели Загреб :)

День 2 – Учка (Ucka) 13 июня

Садимся в электричку до Rijeka, 54 куны, за велик ещё 30 кун.

Вставляю на зарядку КПК в туалете, он так и заряжается там, все 4 часа езды, хотя, по дороге, прикручиваю рога к велику и успеваю поспать в купе. Так никто его и не украл. Рога прикручиваю неудачно, около центра руля. В итоге мало помогают при езде. Юрка прикручивает по краям и, всю последующую дорогу, восторгается от них…

Проезжая Karlovac, мелькнула мысль в голове: «А может Бобры тоже подсядут на нашу электричку, дай посмотрю в окно?». И точно! В нашу короткую электричку, в наш же, велосипедный вагон, с бутылками пива и йогурта, дружно залезают 4-ро остальных. Они, за вчерашний день, доехали до Карловака и, совершенно случайно, попали к нам, на велосипедную электричку :)

Ванёк, тут же, посреди вагона, расстилает пенку и ложится спать, т.к. палатку он не взял и всю ночь прятался от дождя под плёнкой от велосипеда. Контролёрша косится на него, но не ворчит.

Полдень, мы в Риеке, вроде видели из электрички красивый мост на остров Krk, но, как оказалось потом, это был не он. Четверо из нас хотят наменять кун, находим обменник с хорошим курсом, но на нас с Юркой деньги, как назло, кончаются. Едем искать другой, проезжаем весь центр города, находим обменник на местном пешеходном Арбате (в котором ещё проведём много времени) и меняем по 7,22 кун/евро при курсе 7,25. Вообще, оказалось, что выгоднее с собой везти евры и там их менять. В обменниках там теряешь около 1%, если же снимаешь налом с карточки, теряешь порядка 3,2% (я снимал 800 кун рублёвой карточкой). В интернете же ребята пишут, что как раз от 800 кун и выше уже выгоднее по карточке. Пока меняем деньги, бобры сидят в кафешке и уже доедают. Нам с Юркой советуют не заказывать, т.к. долго ждать, а перекусить сендвичами, в забегаловке напротив. Так и делаем, выезжаем в горы парка Ucka.

Сразу в подъём, жара, воды набрали мало. Пробуем шлемы. В Риеке приходится прыгать по тротуарным бордюрам, ехать по дороге страшно. На выезде фоткаемся, подкачиваем колёса Димкиным насосом до 4 атмосфер. Видно желанное море, но надо ломить в горы :) Если б не Бобры, мы б точно покупались, потому что переезжать до другого берега Истрии прилично. Бобры обгоняют, но как потом оказалось – несильно… Встречаем место, где дорога перекрыта ментами, подъезжаем ближе, оказывается, это старт велосоревнований. Стартуют как раз в тот момент, когда мы проезжаем мимо. Налегке, на шоссейниках, спортсмены тут же улетают за горизонт. Соревноваться не стоит :)

Первую половину подъёма ещё иногда встречаемся, вторую отдыхаем минут по 15 и самый крутняк проходим пешком. На улице жара. Шлемы были сняты через 20 минут после старта – ехать нереально жарко. Впоследствии, ездил всегда без шлема, зная это, сейчас бы, его вообще не брал. У меня гибридный велик и скорости 1-1 мне не хватает, чтоб так медленно ехать. Моя 1-1 быстрее, чем 1-2 у горных. Вода кончается достаточно быстро. Димка, единственный, кто изучал карту, сказал, что в гору ехать 1300 м. Мы туда не смотрели и, в итоге, гора оказывается гораздо меньше - 870м. Пока идём пешком рядом, Юрка выдвигает предположение, что сейчас догоним бобров, доедающих в кафешке, и нам опять скажут: «Ребят, типа тут долго нечего рассиживаться, купите чебурек и давайте ломить дальше :)» и мы так и будем догонять на перекусах. Так что не спешим, вокруг красота, лес и всё время в гору.

Наконец, вершина. Расслабляемся, одеваем шлемаки и летим, оттормаживаясь перед поворотами. Примерно на половине спуска встречаем святой источник на обочине. Чистим зубы, споласкиваемся от жары, вдоволь напиваемся и набираем воды.

И … вздрагиваем от визга тормозов. С горы несётся бешеный придурок на машине, проходящий повороты с визгом покрышек. Отбегаем, на всякий случай, подальше от обочины. За ним несётся ещё пара таких же… Давят на газ на прямых, оттормаживаются перед поворотами, проходя их с визгом. А вдруг закипят тормоза или не рассчитают скорость на повороте? Везде же обрывы! В любом случае, не хотел бы я с таким встретиться, едя на велике…

От бобров приходят СМСки, с Димкиной эстонской сим карточки, в кодировке base64 – нечитабельно, как впоследствии оказалось, писали, что ждут нас.

Доезжаем до моста через ущелье, оказывается, эту гору можно было пропилить насквозь, по тоннелю, но, конечно, не на великах :) Нам направо, на мост, на трассу А8, солнце уже низко, бобров догонять не хотим.

Проезжаем кусок А8, много машин, опять всё время вниз и сворачиваем на второстепенную дорогу в Lupoglav. При въезде видим шикарный ресторан, но решаем, что там дорого, едем дальше. Как оказалось позже, тезис «чем круче кабак, тем дороже цены» для Хорватии не работает. Далее ещё 2 кафешки, заходим в ту, в которой есть народ и, первый раз за этот день, нормально едим. На улице совсем темно. Отъезжаем от Лупоглава на километр, на строящуюся щебёночную широкую дорогу. Вглубь Юрка ехать не хочет. Так что ночуем в палатке недалеко от дороги.

В итоге около 40 км, с подъёмом 870 м. Бобры, как потом оказалось, ночевали всего в 5 км далее нас :)

День 3 – озеро Bolonija 14 июня

Просыпаемся часов в 6, решаем что рано, засыпаем на пару часов. После выезда сразу деревня Roc.

По плану Юрки - в неё надо заехать, там начало Глаголицы – старинного каменного хорватского (и русского) алфавита Кирилла и Мифодия. Немцев и итальянцев возят экскурсии на автобусах смотреть памятники буквам.

Католическая церковь открыта и это была практически единственная открытая церковь за всё наше путешествие. Удивительно!

У дороги большой плакат – подробнейшая карта окрестностей. Стоя рядом с ней, решаем, что после Аллеи Глаголицы, заканчивающейся в Hum'е, едем по «туристической тропе №2», затем грунтовками доедем до Juradi, дальше попадём на огромное озеро, а оттуда рукой подать до запланированного Motovun’а. На карте всё выглядело предельно просто, фотографируем её и записываем маршрут, на деле всё оказалось гораздо сложнее :)

 

Проезжаем буквицу, действительно практически наша кириллица, и почему хорваты решили перейти с неё на латиницу?!

По дороге попадает дерево черешни. Она уже почти спелая в это время:

Решаем первый раз поесть в красивом старинном Хуме, дальше пойдут дикие места. От жары мочу голову в фонтанчике на стене крепости. В магазинчике продаются 4 квадрата велосипедной карты Истрии, по 30 кун каждый. Решаем, что у нас и так отличный ориентир, ничего не покупаем. Теперь, думаю, зря. По велосипедной карте видно все красивые велосипедные грунтовки, чтоб поменьше ездить по асфальту. Когда уже выезжаем, понимаем, что забыли набрать воды. Юрка наотрез отказывается возвращаться, набирать воду, говорит: «по дороге попьём» :) В итоге попили мы только к вечеру :)

После кладбища начинается помеченная красными метками «тропа №2», с жутким наклоном вниз и крупным щебнем. Ехать, даже вниз, крайне тяжело, жалко тормоза и покрышки.

Кое-где приходится идти пешком. Внизу увидели вышку с лестницей, пока на неё залезали к нам выбежали 2 пенсионера-немца с лыжными палками. На наш вопрос про деревню Malinki и мост через речку ответили, что деревня там вся разрушена, жителей нет, река давно пересохла, моста и в помине нет, замахали руками - ехать туда совершенно не стоит :)

В общем, они были правы, 2 деревни были заброшены, воды набрать негде, едем вдоль пересохшей реки, ищем разрушенный мост. GPS показывает, что мост где-то рядом, решили перейти на ту сторону. Речка, оказывается, есть! В виде мелкого ледяного ручейка. Решаю, всё же, охладиться (потом будем скучать о жаре). Залезаю голышом и лежу минут 10, пока не замёрзаю. Юрка, увидев мою довольную рожу, следует моему примеру.

Чтобы не одевать на мокрое тело велотрусы, решаем идти голышом («народу-то никого :)» - рассуждаем мы). Дорога, опять, круто забирает наверх. Много развилок, используем GPS.. Минут через 20 попадается человек, причём женщина, а навстречу ей 2 голых мужика с велосипедами ;) Юрка ничуть не смущаясь, задаёт какой-то глупый вопрос про наше местоположение, она, тоже не смущаясь, калякает что-то на своём, раcходимся. Оказывается, Юрка заговорил только оттого, что не ожидал её увидеть :) Гора всё круче, на 2 далёких холмах видно 2 деревни, но какая из них где – непонятно, лазить вверх-вниз, только чтоб узнать название, не хочется. Всё-таки, обнаруживается ещё одна живая душа – тракторист, который объясняет, как выехать на дорогу и запоминается частыми фразами «Хвала Бох». Не помню, сколько раз ещё было вверх и вниз, помню, что очень много и уже на асфальте увидели значок «подъём 14%». 12% ещё можно крутить педали, а 14 – уже нереально. Никак не могу вспомнить единицу измерения «процент» для углов. ГАИшники во всех странах одинаковы, придумают, а все водители ломают голову потом:) Велики почти всё время тащим пешком из-за крутизны. На спусках, периодически останавливаемся, остудить обода, до переднего не дотронуться, заднее - менее горячее. А у Бобров, рассказали, камера-таки прикипела к ободу.

Наконец, долгожданная деревня Juradi, вечереет, спросить дорогу не у кого, и мы пролетаем по дороге вниз, уходящей вокруг озера, по часовой стрелке.

На груди компас, для ориентации :)

Мчимся опять вниз, красиво, понимаем, что едем не туда. Держим короткий совет, решаем, что есть 2 варианта:

1.     Не возвращаясь назад в гору (в Juradi), ночевать с юга озера, а завтра ехать в город Pazin, но тогда мы пропустим запланированный Motovun.

2.     Не отклоняясь от задуманного, подниматься назад, в Juradi, и пытаться искать дорогу вокруг озера, против часовой стрелки.

Решили всё же не отклоняться от плана, опять едем вверх. В деревне ждём хоть одну живую душу, нужно спросить дорогу. Вдалеке ковыляет к нам мужик с костылём, издали кричит «Вино! Вино!» Решаем, что для красивой ночёвки, на горном озере, оно нам не помешает, покупаем полтора литра за 15 кун. Поворачиваем на верную дорогу и спускаемся к озеру. Снизу оно выглядит не так привлекательно как сверху: болотистое у берегов, с квакающими лягушками. Решаем искупаться в другом месте. Поднимаемся пешком по асфальту в Marcenecko Polje.

Везде виноградники, несмотря на позднее время, пашут трактора.

После тяжёлого подъёма, весёлый мужичок, удивившись нашему мужеству, приглашает выпить с ним винца. Выпиваем по паре бокалов (мужик вместе с нами). У него целый подвал заставлен огромными металлическими бочками с краниками, наполненных белым молодым вином. Пытаюсь узнать, почему, у меня, на старой карте этого огромного озера и в помине нет, откуда оно появилось!? Мужик объяснил, что это озеро – искусственное водохранилище (очень чистое), питьевое и купаться в нём нельзя. Про тонкий намёк, где бы нам поесть, ответил, что, наверное, только в деревне Vrh, до которой было далековато вверх, да и точно он был не уверен. За вино мы хотим заплатить – отказывается. Странно, мог бы и продать еды или накормить нахаляву:)

Темно. Поднимаемся выше, находим более-менее ровное место, на отвилке к виноградникам, и раскладываем палатку прямо на дороге, ровного места больше нигде не найти.

Хочу с Юркой обсудить план действий на будущее, уже немного поездили, поняли что почём, пора оценить ситуацию насчёт островов и Плитвицких озёр, которые у нас запланированы на конец путешествия. На пьяную голову, Юрка не хочет изучать расписание паромов и смотреть маршрут электричек. Решаем, что  доедем до Пулы и там, оценивая оставшиеся дни, примем решение.

Итого: день с самыми жестокими дорогами, зато очень красивыми видами, самая отдалённая от цивилизации часть Хорватии. Поели всего один раз, пили тоже мало. В будущем, решаю, всегда набирать воды, никого не слушая :)

День 4 – Motovun 15 июня

Толи вино было не очень, толи из-за наклона, Юрка ночью просыпается от одышки, я тоже плохо сплю.

Проснувшись, офигеваем от того, в каком красивом месте мы ночевали :)

Юрка находит рядом с виноградниками дерево черешни, набиваем животы до оскомины языка, похмелье сразу уходит, едем дальше.

Хрюши в деревенском дворе :)

Машины в деревнях все старые, лет по 25 и старше, самая популярная VW Golf 2, в городах не намного новее, с Москвой даже сравнивать нечего.

 

Не доезжая Vrh, решаем всё же, съездить до озера. Слева здания-отстойники – точно, озеро питьевое. При подъезде к шлюзу выскакивает мужик и говорит, что купаться запрещено. Но наполнить водой бутылки, с радостью, разрешает :) Тут я вспомнил сколько охранников-автоматчиков вокруг нашего, Учинского водохранилища, а тут всего один мужичок :)

На этот раз бутылки полные, едем назад, к трассе; гор нет, едется быстро, по сравнению со вчерашним – кайф :)

Но счастье было недолгим, поворачиваем на Мотовун и опять в подъём. Гору не измерял, по ощущениям метров 350, а сейчас, по карте, насчитал всего 180 метров :), просто очень жарко было :)

Цепляем замком велики к забору, внутри открытого двора и часа 4 бродим – смотрим. Мотовун – действительно, красивый город с прекрасными видами.

Зная, что символ Хорватии – подземные грибы Трюфеля, которые ищут собаки, решаем попробовать, благо бесплатная дегустация на каждом шагу. Как видим дегустацию, заходим и пробуем, если ещё и винцо можно подегустировать, дегустируем и его :) Юрка умудряется наесться этими деликатесами, да и чувствует себя навеселе уже :) Обедаем в кафешке, у обрыва, красиво, но очень жарко даже в теньке. По возвращении к великам, обнаруживаю полностью спущенное заднее колесо и прижатый минивен к нашим велосипедам. «Вот блин» - решаю я – «этот придурок на машине проколол мне колесо, чтоб велик не ставил в чужих дворах! Но двор не огорожен! Непонятно. С чего бы!» Впоследствии, мы видели много не огороженных дворов в деревнях. Подкачиваю колесо, вроде не спускает. Думаю: «А может просто спустили, поучить?»

Прямо в центральной части города встречаем первый магазин, покупаем сыра и колбасы, чтоб, опять, не остаться без еды, вечером. Сыр был дорогущий, но как оказалось, чёрствый и невкусный. Ещё Юрка уговаривает меня купить молока и, весь последующий путь, мы его пили постоянно (очень вкусное), благо, это единственный продукт, который дешевле, чем в Москве (всего 6 кун).

На карте видим опять какие-то нехорошие зигзаги, решаем, что горы нам уже осточертели, хорошо б уже и в море покупаться. Поэтому расспрашиваем всех и каждого про автобусы в Porec. Последний водила, у кого спрашивали, сказал что он съезжает вниз, дальше никуда не едет… Когда мы тоже оказываемся внизу, то именно это Юрка мне и рассказывает, из-за автобуса выходит как раз тот водила и на отличном русском говорит, что до Пореча дорога плохенькая, но на велосипедах, ничего, доедем. И под конец добавил коронную фразу, которую мы ещё долго вспоминали: «Ребят, через полчаса долетите до Пореча, там есть чего посмотреть». Эх, а Юрка с ним, сверху, пытался лопотать на английском :)

Нам бы такие, «плохенькие» дороги :) Начало опять в горку, но горка меньше Мотовунской, дальше все время ровно. Колесо, всё же, спускает. Меняю камеру на обочине, в покрышке нахожу что-то измочаленное, деревянное. Видимо, всё же, колесо мне никто не колол, просто наехал на колючку. Заезжаем в дом у дороги, набрать воды, стучимся, выходит тётка и дружелюбно показывает кран, торчащий прямо из фундамента. Часа через 2, у д. Barici, прикидываем, что уже скоро будет темно (темнело примерно в 21:30) и что скоро пересекать трассу. Решаем, что лучше ночевать сейчас, сворачиваем направо, дорога уходит тут же под гору, а обратно, с утра, в гору не хочется ехать. Юрка наотрез отказывается отъезжать далеко от дороги, даже мои доводы о том, что надоело слушать каждую ночь шум машин, его не переубеждают. Ночуем.

Итого: 35 км, много гор, всё время по асфальту, прокол.

День 5 – Зелёная Лагуна 16 июня

Опять рано будят :) Решаем уже допилить до Пореча и позавтракать там. В каждой более-менее крупной деревушке есть башня и католическая церковь, которые, по непонятным причинам, закрыты. Все велосипедисты здороваются, подняв руку. В Порече, первый раз за всё время, увидели таких же, с велорюкзаками - муж и жена путешествуют. Горных велосипедов гораздо меньше, чем в России, большинство все же гибридные и шоссейные, правильно мне говорили в Сокольниках когда подбирал велик, о том что только в России популярны горные велики. В горку, конечно, никакой разницы нет, а вот с горы мой гибридный велик едет побыстрее, чем горный Юркин.

По ровной дороге доезжаем довольно быстро и вот мы пересекли всю Истрию и, главное, дождались, наконец, моря :) Где видим море, там в него и залезаем, прямо в городе :)

Накупавшись, едем в центр, бродим по улочкам и попадаем прямо в расставленные руки зазывале из ресторана :) Там и останавливаемся поесть и выпить. Напоследок зазывала угощает «от заведения» сливовицей :) Решаем искупнуться, а вдоль берега, как по заказу, идёт велодорожка. Прямо в городе раскинулась красивая сосновая роща, чьей красотой Юрка восхищался всю остальную часть нашего путешествия. В ней мы и останавливаемся, защёлкиваем велики с деньгами и паспортами. Сразу идём на вышку метров 5 высотой. На наш взгляд, под ней было очень мелко. «Европейцы не могли сделать вышку, под которой можно удариться о дно» - рассуждаем мы, дожидаемся пока загорелый пацан прыгает с нижней и начинаем сигать с верхней. Плывём на ближайший остров San Nicola. Тут я, в первый раз, решаю подколоть Юрку: «Неужели ему такой клёвый велопоход ему нравится меньше, чем дренькать на гитаре в Москве!?» :) Дело в том, что он еще в Москве заявил, что ездить под чью-то дудку ему тяжело и не нравится и, проводить отпуск, играя на гитаре в душной квартире, ему гораздо интереснее, чем проводить время у моря, в красивых горах и с велосипедом.

Это остров-отель, с асфальтовой дорожкой по побережью, прогулявшись по ней, начинаем переживать за деньги, плывём обратно. Роща действительно очень классная, потом мы очень жалели, что не заночевали в ней. С каждым следующим днём боязнь за то что, что-нибудь украдут, становилась всё меньше и меньше.

Церковь, в которой нам удалось побывать

 

Едем прямо вдоль побережья по велодорожке, везде очень красиво. Дорожка все петляет по берегу, складывается впечатление, что так можно и до Пулы доехать, без дорог и гор :)

Прямо от города начинается самый клёвый кемпинг «Зелёная Лагуна». Целые километры автофургонов с немцами, вокруг тишина. Такое вижу впервые в жизни. На некоторых даже спутниковая тарелка. Кое у кого видим полный стол пивных бутылок :) Так отдыхают немцы в старости. Молодые не могут позволить себе отдых – возвращают кредиты и ссуды всю молодость. В России же всё наоборот, молодые ездят на курорты и покупают дорогие машины, в старости же ищут хлебный магазин, где хлеб на рубль дешевле.

Прикидываем, что спокойно можно найти бесплатное место в нём, проезжаем и его насквозь. Зачем торопимся? Надо было здесь и ночевать.

Во многих населённых пунктах встречаются монументы в честь погибших во вторую мировую:

Почему сверху пятиконечная красная звезда? Ведь Хорваты воевали за фашистов. Загадка…

Уже совсем темно, велодорожка кончается, выезжаем на узкую, автомобильную дорогу. При попутных машинах приходится съезжать на обочину, собьют! Фонарики высвечивают мало, у меня ещё ничего, у Юрки почти сели батарейки. Как только мужик, высунувшись из окна, обматерил Юрку за такие выкрутасы на узкой, тёмной дороге, решаем, что жизнь всё же важнее, сворачиваем в первый поворот к морю, через 300 метров знак «Приватная территория». Поворачиваем обратно. Следующий поворот недалеко от деревни Funtana, подъезжаем к морю в полной темноте, везде светятся какие-то глаза, которые бесшумно убегают, при освещении фонариком. Убеждаю Юрку что это кошки, хотя не верю в это и сам, откуда коты вдали от жилья и что они делают у моря :) На берегу помойка и тропинка, опять ровного места не найти, Юрка ставит палатку почти на тропинке, ложится головой вверх, я же, чтоб не спать головой вниз, ложусь без палатки. Вот так, побывали в красивейших местах, а на ночёвку расположились в хреновейшем месте…

Итого: наконец доехали до моря, проехали около 25 км, зато много купались, на ночёвку устроились в отвратительном месте.

День 6 – Нудисткий центр Koversada 17 июня

Загадочные животные ночью не беспокоили. Часов с 6 утра, с периодичностью в 15 минут, по нашей тропке, начали бегать немцы. Некоторые - опять с лыжными палками, некоторое с собаками. Тропинка проходит в метре от моей головы. Если открыть хотя бы один глаз, то немцы жутко радуются и толкают длинную речь на немецком :) Только опять засыпаешь – новые немцы. Всталём опять рано, при расщёлкивании великов, обнаруживаю полностью спущенное переднее колесо Юрки. «Это вчера так по темноте покатались»: говорит он. У меня тоже запаска с позавчерашней дыркой, клеимся оба. Оказалось, что китайцы, в Юркин ремкомплект, положили около полусотни заплаток, а кусочка шкурки не положили вообще. У берега нахожу много битых бутылок и пробок, оказалось что и пробкой можно отлично зачищать камеру :) Клеимся и собираемся часов 6 подряд, в 13:00 только стартуем. Сразу же красивые деревни Funtana, Vrsar. У Лимана Lim, по Юркиному плану, надо посмотреть центр нудистского туризма Koversada – остров, на который проложен мост. Въезд только через кемпинг. Проезжая через его шлагбаум, смотрим вопросительно на тётку в КПП - никаких эмоций, не сбавляя скорости, проезжаем дальше. Вообще, при въезде в кемпинги, нас тормознули всего один раз, на острове Крес, да и то, ещё задолго до шлагбаума. А так, везде принимали за своих :) хотя и косились на велорюкзаки.

Ближайшая ночевка убедила в том, что, самые классные места прибрежной части Хорватии, заняты кемпингами и приватными территориями. В будущем решилаем ночевать в кемпингах (бесплатно).

Кемпинг у острова шикарен, видим не только автофургоны, а и стационарные домики с лужайками. Везде знаки ”не фотографировать”, ”в одежде находиться запрещено”. Много голых, даже на велосипедах катаются нагишом :)

При въезде на мост знак: машинам и мотоциклам въезд запрещён. Тут же видим едущий мопед, в Хорватии не принято выполнять предписания знаков. «Уж на великах, тогда, можно и подавно» - рассуждаем мы :) На острове  палатки, народа мало, вода чистейшая. «Раз остров нудистский, надо и нам ходить голыми» - рассуждаем мы. Раздеваемся, у берега сидит компания голых старых немцев, дующихся в карты. Не смущаясь, забираемся в воду голышом по отлитой из бетона дорожке, без неё зайти тяжеловато – крупные камни с острыми краями. «А купаться голышом намного круче, чем в плавках» - отмечаем мы :)

Накупались, с острова уезжать не хочется, но до конца дня ещё далеко, решаем ехать дальше, смотреть лиман.

Вдоль него идёт велосипедная дорожка Vrsar-Lim, по ней и едем. Много велосипедистов, попадаются даже джипы, поднимающие тучу пыли.

Хотим покупаться, но берега очень крутые, находим только бар в пещере, поесть там опять не удалось:

По противоположному берегу лимана решаем не ехать, а срезать по автомобильной дороге.

В Klostar находим кафешку, в которой заказываем салат, суп и второе. Второе стоит 60 кун. Нам приносят одно блюдо на двоих, на котором навалено столько мяса, что даже с голодухи, не можем всё доесть. Решаем, в будущем, заказывать блюда подешевле и просить чтоб приносили на разных тарелках :)

Встаём на трассу и, пропустив город Rovenj, едем до Bale, на котором нам опять к морю. Опять пустая дорога, с уклоном вниз, несёмся сломя голову. Въезжаем в ближайший кемпинг, опять на Ресепшне никаких эмоций. Находим пустое место на краю мыса, ставим палатку, связываем велики и идём ужинать. Эта ночёвка была первая, спланированная при свете :) Выпиваю поллитра вина, Юрка пива, обнаруживаем классный горячий душ. Кайф :) Идём и в него. Везде, очень громко, стрекочут цикады, но спать, как ни странно, совсем не мешают.

Итого: 45 км, купались на нудистском острове, целый день ездили по красивым местам, классно спланировали ночёвку.

День 7 – Pula 18 июня

С утра просыпаюсь оттого, что Юрка подзывает разносчика булочек. Покупаем пару, перекусываем. Мало того, что за кемпинг не платим, так ещё и внимание на себя обращаем :)

Решили сплавать на соседний остров с чайками.

Очень много мелкой рыбы у берега, по мере удаления встречаются рыбы покрупнее, в очках всё замечательно видно, ничуть не жалею что тащу их всю дорогу.

Смотрю – эти крупные рыбы (очень похожы на аквауриумного полосатого Брабуса, только размером намного больше) сбиваются в стайку и не отстают, подплывая достаточно близко. У Юрки тоже самое, он решает, что это местные пираньи, пытается пошугать стайку. Рыбы врассыпную, разворачиваются и начинают натурально атаковать :) Всю дорогу до острова так и плывём в окружении рыб. При приближении к острову, заволновались многочисленные чайки, низко летают над головами, пикируют, такое ощущение что клюнут. Бобры, когда были здесь, так и не доплыли до острова, их прогнали чайки :) Выбираемся на камни, загораем. За вещи совсем не переживаем, хотя у нас на берегу всё. По дороге обратно, встречаются абсолютно круглые предметы (ракушки) с совершенно круглыми дырками. Дно, на вид, метрах в 7, но достать ракушку никак не получается. Даже с двумя продувами, не достать дна и всё тут. Очень солёная вода – сильно выталкивает. На Чёрном море мы ныряли и намного глубже. По дороге к берегу видим целые поля морских ежей, но все они далеко от берега.

Собираемся, заезжаем в местную кафешку и опять, чёрт нас дёрнул, заказать дорогое второе :) Опять с круглыми пузами выезжаем к Пуле. План был узнать расписание паромов из Пулы на острова и затем принимать решение. Проезжая Fazana, видим рекламные плакаты про остров Brijun. Юрка говорит, что мечтал съездить на этот остров даже больше, чем на Cres, Krk и Losinj. Заезжаем в кассу, тётка говорит, что можно съездить даже сегодня, но без гида, правда велики брать с собой нельзя. А на следующий день есть русскоязычный гид и будут возить по острову на паровозике. Про наши велики говорит, что можно оставить у входа. «Все так оставляют» :) С каждым днём мы всё меньше и меньше боимся, что у нас что-то сопрут. Скоро со мной произойдёт случай, в котором я уверился в честности хорватов и немцев, хоть и воевали они против СССР :)

Решаем найти клёвый кемпинг пока светло, съездить в Пулу, узнать расписание паромов и электричек, вернуться обратно на облюбованное место, на следующий день с утра на 6-часовую экскурсию, а вечером опять в Пулу. Так и поступаем. По дороге в Пулу подкрепляемся с деревьев ещё зеленоватой алычой и сливами. Юрка, решив на скорости проскочить бордюр, пробивает колесо в 2 местах разом. Хорошо, у него уже заклеенная камера имеется.

Пока меняем камеру, все проезжающие весёлые немцы на велосипедах здороваются и что-то лопочут на своём :) Юрка решает, что клеить камеры ему влом, что лучше в Пуле накупит камер и будет их выкидывать при проколе. Я же, наоборот, удивлён крайне редким проколам, особенно своему велику.

На причале вообще никакой информации про паромы, все впаривают эти же экскурсии на Бриюнь, но уже дороже фазановских 200 кун и, как оказалось, без заезда на сам остров, зато с кормёжкой :) Нам такого счастья не надо, в Фазане условия гораздо лучше. Эти же мужики рассказывают, что паромы вообще никакие никуда не ходят, типа не сезон ещё. «Ну ничего» - успокаиваем мы себя – «у нас есть расписание паромов из Brestova, уже подтверждённое СМСкой от бобров». Веломагазин уже оказался закрытым. Видим, что в Риеку на электричке никак не добраться, только с пересадкой в автобус. Тут план наш поколебался.

Вокзал в Пуле

Фоткаю расписание, так ничего толком и не решив, уезжаем обратно в Фазану, на ночёвку. Опять ночуем в кемпинге, но не там где все, потому что кемпинг из домиков, а на окраине в парке, ужинаем пиццей, в шикарном ресторане, с живой музыкой в другом кемпинге. Как раз тут, посмотрев меню, мы и поняли что цены в этом ресторане ничуть не больше чем в придорожной забегаловке. Оброняю фразу, что завтра нам предстоит день, когда на велике кататься почти не придётся, как раз можно бухнуть. Юрка вроде соглашается, но наутро, почему-то отказывается. Кто бы знал, чем это обернётся в будущем:)

Итого: 48 км, облом с паромом в Пуле.

День 8 – Brijun 19 июня

Опять встаем рано, быстро собираемся и уже в 9 часов мы у кассы в Фазане, покупаем билеты – 200 кун с носа, тут же садимся завтракать. До отъезда остаётся ещё немного времени, идём в магазин, купить винца по задуманному :) Вина от 50 кун и выше. Юрка заявляет, что надо купить одну (!) бутылку сухого вина на двоих и выпить её за 6,5 часов экскурсии, указав на бутылку в 150 кун. Замечаю, что это, мягко говоря, маловато и дороговато, надо покупать как минимум 2 бутылки и не по цене в 900 руб/бутылку. Тогда Юрка заявляет, что он не любит пить «дешёвое гавно» за 400 рублей и вообще отказывается пить. Странно, в Ялте мы с ним пили ещё более дешёвое вино и не такими маленькими дозами как здесь :)

Вспоминая прошлогоднюю Португалию, наоборот, удивляюсь высоким ценам на вино. Покупаю бутылку за 70 кун (420 р), снимаю рюкзак с велика, передаём его в кассу на хранение, ставлю заряжаться КПК, сцепляем велики прямо у входа и отплываем на остров. Через 15 минут мы уже на Бриюне. Можно и вплавь доплыть :)

Поезда  на острове разные: для русских, для немцев и для итальянцев. Причём странная случайность - открытые вагончики достаются немцам, а с окнами нам :)

Проталкиваю пробку в бутылку, глотаю и ... экскурсия кажется гораздо интереснее :) Юрка глотает слюни, просит попробовать :)

В загонах гуляют зебры, слоны, косули, страусы и другие животные. Но, одна важная деталь: не так как заявлено - свободно, а именно в загонах.

Спрашиваем у экскурсовода: "Можно ли на острове ночевать в палатке?" В ответ машет руками: "Конечно нет! Здесь резиденция президента!" Но мы бы точно рискнули, была б необходимость :)

Женщина острова Бриюнь одевает венок Коху за искоренение малярии

Затем часть экскурсии, посвящённая Тито. Музей с его фотографиями:

Его автомобиль 50-х годов, в то время уже выпущён с автоматической коробкой. Тито рассекал на нём когда-то по острову, возя больших гостей:

Все распавшиеся страны Югославии очень уважают Тито, в отличие от нашего Сталина.

Затем все пошли в кафе, а мы – купаться. Уже по привычке голышом, но в очках:) Тут у меня созревает гениальный план: если всё равно велики нам разбирать, то почему бы не ехать на Риековском автобусе, а высадиться у ближайшей точки к парому на остров Cres. Дальше доехать до него на велике, проехать Крес до другого парома, потом на остров Krk, а там уже и до Риеки рукой подать. Возвращаемся в Фазану, велики на месте, быстро собираемся и гоним в Пулу.

Колизей в Пуле так, в спешке, и не посмотрели. Бобры в него пролезли нахаляву, говорят, что внутри всё аналогично тому как всё выглядит снаружи, так что смотреть, особо, и нечего.

Обнаруживаю, что денег у меня уже маловато, но обменять евры не успеваю, покупаю карточкой пива и молока, разбираем велики и садимся в Риековский автобус. Всё в сжатые сроки.

 

Водитель берёт с нас деньги за велосипед 8 кун и за рюкзак 8 кун. Ладно. Предупреждает, что он высадит не у парома, а на повороте, в 5 километрах от него. Садимся на заднее сиденье и, потягивая пивко, смотрим, что было бы, если б мы поехали этот путь своим ходом. Опять сплошные подъёмы и спуски, дорога вдалеке от моря. Но панорамы красивые. Уже потом, по рассказу бобров понимаем, что есть классное место, которое стоит проехать – это самый юг Истрии – Premantura. Но, зная теперь, как круто дальше поменяется погода, теперь, ни о чём не жалеем.

Вдруг, крайне неожиданно, водитель останавливает автобус и кричит – «Брестова!». Беру бутылки, фотоаппарат, бегло оглядываю сиденья (как мне показалось). Выскакиваем на улицу, вытаскиваем велики, фоткаю зад уходящего автобуса на фоне моря, приступаем к сборке великов.

На улице сильный ветер, вытащенный спальник сдувает вниз. Неспеша собираем велики, до последнего парома в 23 часа еще уйма времени. А эти 5 километров, которыми пугал водила, всё время под крутой спуск. Уже собрав велик, обнаруживаю, что пакета, где мой паспорт, деньги, пластиковая карточка, нет. «Наверное, его сдуло, как и спальник» - решаю я и начинаю лазать к каждому пакету на склоне. Очень странно, фотоаппарат со мной, а пакета нет, вроде фотик был в пакете. Ещё, минут через 20, окончательно убеждаюсь, что мой паспорт уехал в Риеку. Т.е. я взял из автобуса всё, даже мусор, а самое главное забыл – паспорт! :) Вот что творит с людьми алкоголь и спешка.

Юрка советует ловить машину и ехать в Риеку, но прошло уже больше получаса, может этот автобус уже уехал в другой город? Если б я тогда знал, что на фотке отъезжающего автобуса, запечатлился и номер и телефон, я бы уже названивал на вокзал.

Решаю, что буду ждать автобусов в оба направления, пытаться тормознуть, узнать, куда уехал мой и догонять на тачке. А вот что делать Юрке с двумя великами у трассы – непонятно.  Мозг рисует «радужные» перспективы провести остаток отпуска в полиции и посольствах. Юрка хочет спуститься в Brestova с великами, оставить его ночевать там, а самому ехать, заниматься паспортом. «Но тогда я могу пропустить автобус!» - рассуждаю я. Уже темнеет, вытаскиваю фонарик и вижу автобус из Риеки в Пулу. Мигаю фонариком, ору, бегу, но толку мало – автобус проезжает мимо. «В чём дело? Почему автобус не остановился?» - думаем мы. Юрке показалось, что за рулём сидел именно наш, усатый, водила. До нас доходит - трасса оживлённая, узкая, как и все хорватские дороги, остановившийся автобус перегородит полдороги. Вот они и не останавливаются. А вот в другом направлении, в Риеку, может и остановится, тут расширение ответвлением в Brestova.

Вот как раз автобус, машу фонариком, выбегая на дорогу, нехотя останавливается. Пассажиров нет, только 3 мужика, английский все знают плохо, на смеси английского и русского объясняю в чём дело, мне в ответ, что мой автобус будет через 2 минуты в деревне, чуть ниже по дороге и остановка именно там. Вскакиваю на велик, гоню что есть мочи. Подъезжаю к остановке, ещё не успев перевести дух – автобус, опять фонарик, останавливается. Ура! Это наш водила! Последний рейс, уставший, включает мне свет в салоне, чтоб поискал свой пакет. Полный салон народа. В конце - мой пакет, проверяю - паспорт на месте. Не верю своему счастью :) Радостно говорю на смеси английского и хорватского “Very Hvala!”. Гора с плеч :) Пакет прозрачный, через него просвечивают деньги, там КПК, мобила, карточка и никто ничего не спёр! Невероятно!

Совсем темно, спускаемся к морю, опять пару раз остужаем тормоза, по пути видим 2 деревни. Внизу большой причал, мигающий маяк и … всё, :) деревни Брестова не существует, это просто закрытый буфет и причал. Стоит очередь из полудюжины машин, ждут утреннего парома.

Ладно, поужинать уже не судьба, ищем ночлег. Если раньше были лёгкие уклоны, на которых было неприятно спать, то тут уклон почти альпинистский. Берег от моря начинается скалой, палатку поставить негде. Едем вверх, находим недостроенный домик, можно палатку поставить в нём, но он прямо у дороги, едем дальше вверх. Единственные, более-менее ровные места, находим только у дороги, но там может снести, не вписавшаяся в поворот машина. Вот неплохое место, на ответвлении дороги. Решили ставиться. Вдруг, метрах в 20, раздаётся ужасное «гавканье», леденящее кровь, такое что у Юрки от ужаса перекашивает лицо. Действительно, звуки смахивают на оборотня из фильма ужасов :) Светим фонариками в ту сторону – никаких движений. Юркина подготовка к ночлегу моментально изменяется на сборы с этого стрёмного места. Собирается и говорит, что здесь ночевать не будет :) Драпаем :) Ещё вверх, доезжаем до деревни. Есть место только у закрытого ларька, на частной, неогороженной территории. Тут уже я не хочу. Решили вернуться обратно к домику и тут я нахожу клёвое место, в отдалении от дороги и в живой беседке. Очень устали. Опять небольшой наклон и, чтобы не спать вниз головой, ложусь рядом с палаткой.

Больше хороших дней погода нам не дарила.

Итого: 15 км проехали, но были на 6.5 часовой экскурсии, ехали на автобусе, паспорт потерян и найден :)

День 9 – Cres 20 июня

Просыпаюсь от грома и молний, надо мной огромная туча. Накидываю тент на палатку и залезаю к Юрке. Сразу начинается ливень и льёт, не утихая, 7 часов кряду.  Первые 3 часа ещё терпим, потом решаем, что быстренько собраться и съехать пару километров вниз можно и под дождём. Нихрена! Льёт так, что через минуту залезаешь обратно в палатку и долго отогреваешься в спальнике. Делать совсем нечего, спать уже не хочется. От безделья начинаем изучать маршрут и ругаться :) Обнаруживаем, что остров Крес очень горный и длинный, об этом нам писали и Бобры в смске. Если ехать по Кресу по дороге, то уже не покупаешься, съезжать 400 метров вниз и потом столько же наверх, ради купания, не захочется. А вот остров Losinj, наоборот, не горный и дорога идёт вдоль побережья. Решили, что идея проехать Cres и Krk, забив на Losinj, плохая. Но, по времени, уже не успеваем, если хотим успеть на Плитвицкие озёра. Изучаем расписание паромов. И тут понимаем, что нам не хватает совсем немного времени, чтобы остаток отпуска провести купаясь. Кто бы знал, что погода испортилась окончательно и купаться нам уже больше не придётся :)

Я с укором заявляю, что надо было изучать острова и расписания паромов ещё сидя на берегу озера, в начале отпуска. Юрка в ответ, что ничего спрогнозировать было нельзя. Поругались от безделья :)

Голодные и злые сидели в палатке до часу дня, видим просвет в тучах, дождь начинает утихать и, пока собираемся, кончается совсем. Оказывается, что забыл на улице, в рюкзаке, фотоаппарат, но его спас чехол, сам вымок, а фотик почти сухой. Из рюкзака выливаю пару стаканов воды. Спускаемся вниз, в буфете только американские сэндвичи, перекусываем хоть так. На паром километровая очередь из машин. Садимся без очереди, мы же на велосипедах, цена 39 кун. На пароме выпиваем чашку кофе с булочкой за 18 кун (тут, впервые, закон об одинаковых ценах в кафе перестал действовать). На верхних палубах настоящий ураган, у меня срывает кепку с головы, парнишка в дутой куртке похож на летающего Бетмена.

На пароме везде реклама кемпингов, оказывается, они жутко дорогие - 29 евро/палатку. Это плата только за то, что в 300 метрах от тебя будет душ с туалетом и розеткой.

Через полчаса уже выгружаемся на острове Cres. От холода Юрка не хочет одевать велотрусы. У меня штанов нет, я одеваю. Зная, что предстоит 400 метров в гору, ищем воду. Вода только в кафешках, жутко дорогая. Решаем, что по дороге найдём, да и потеть сильно не получится, в такую погоду :) Одеваем шлемаки, погода позволяет, зря, что ли, мы их тащим!? :)

Юрка сразу отрывается, я останавливаюсь пофоткать. Он уже не соблюдает свою теорию насчёт быстрого каденса, крутит педали медленно и с силой, ехать так, действительно, быстрее. У меня коленка начала побаливать ещё с первых дней, решаю не экспериментировать и кручу «по науке» - быстро и легко. В гору наклон совсем слабый, около 6%, но длинный. В такую погоду ехать намного легче. Из цепи дождём вымыло всю смазку, скрипит. Как мне показалось, заезжаем в гору всего чуть больше часа. И всё, дальше всё ровно, виды красивые, кругом тучи, а порывы ветра такие, что сбивает велик с дороги.

Узкий перешеек. Море с обоих сторон. Ветер просто ураганный.

Доезжаем до города Cres, по плану здесь должны были купаться и ехать на другую сторону острова, до парома в Merag’е, на остров Krk.

Купаться совсем не хочется :) Быстренько смотрим город, держим совет и решаем, что раз уж так быстро получается ехать, да и дорога ровная, то поедем-ка мы по другому плану, через остров Лошинь. Боязнь только одна, между островами разводной мост, вдруг он окажется разведенным? Решаем, что сегодня уже, кровь из носу, нам надо быть у моста, если он сведён, то переезжаем на Лошинь, если же разведён – возвращаемся по старому плану. Немного перекусив дорогими фруктами, купленными на минирынке, выезжаем опять на трассу. Вода опять была только поллитровыми дорогущими бутылками – решили ещё потерпеть.

По дороге нахожу кран с водой, наконец-то напиваюсь и набираю воды в обе бутылки. Встречаем деревни с кафешками, но не тратим время на еду, хотим успеть засветло до моста.

К вечеру, доезжаем до конца острова, с облегчением видим опущенный мост. Спрашиваем у гуляющего хорвата, как проехать на остров Малый Лошинь, до этого момента думали, что Малый Лошинь – это тоже остров. Хорват хорошо говорит по-английски и подробно объясняет, что Mali Losinj - не остров, а город на острове :)

Переезжаем мост, ищем кемпинг для ночлега, понравилось место на берегу без кемпинга, но обнаруживаем рядом кладбище; возвращаемся к самому началу острова, в первый кемпинг. Сразу видно, что тут не так красиво как в Истрии. Поэтому и народа, здесь, намного меньше, чем в Истринских кемпингах.

Первый раз, за весь день, нормально едим и ложимся спать.

Итого: полдня пережидали дождь, проехали 70 км.

День 10 – Losinj 21 июня

Ночью опять лил дождь. Просыпаемся, никакого желания искупнуться нет. Опять без завтрака стартуем. Набираем воды, первый раз за всё время смазываем цепь, зря я, что ли, тащил с собой пузырёк масла :) Протираем цепь салфетками у кемпинговского шикарного туалета. Остаётся проехать всего 20 км, узнать расписание паромов и, можно отдыхать до вечера.

Дорога действительно не горная, но горы на этом острове выше, чем на Кресе. Видим указатель Sveti Jakov, хотя и ехать в подъём, решаемся заехать, в деревне опять закрытая церковь, деревья с алычой и сливой.

Вот и Малый Лошинь, при въезде ресторан, обедаем, решаем заказать винца, ехать сегодня никуда уже не придётся :)

Долго сидим, но немцы, заказывающие по кружке пива, сидят ещё дольше. Выезжаем в поисках касс на корабль, плавающий в Риеку. По дороге, нас натурально срубает сон, Юрка засыпает, прямо крутя педали. Полчасика отдыха ничего уже не изменят:) Бросаем несцепленые велики, расстилаем пенки и засыпаем прямо у моря, рядом с причалом :)

Просыпаюсь от жуткого храпа, народ ходит вокруг – хихикает, Юрка храпит надрывно :) Бужу его, проспали часа 3-4, вместо получаса, определённо, вино было какое-то усыпляющее :) Едем дальше, по красивой велодорожке, вокруг отличные кемпинги. Возвращаемся на пристань, среди нагромождения никак не можем найти наш корабль.

Если спросить – никто не может толком объяснить, где наш корабль. Один матрос вообще прикалывается: «Ребят, пилите на великах назад, через острова Крес и Крк доберётесь до Риеки». Это мы и без него знаем, но у нас нет столько времени. Пишем СМСку бобрам: «Где искать паром?» На что получаем ответ: «Читайте внимательнее, наш паром отменили. Мы не плавали никаким паромом!» Ахтунг! Ахренеть! Их ещё могут и отменять!? А времени у нас совсем впритык, можем опоздать на самолёт. На своих двоих нам уже не успеть! И тут же от Димки СМСка: «Много автобусов, уехать не проблема».  «Бобры совсем сбрендили» - решаем мы – «как можно с острова уехать на автобусе !?» :) Уже вечереет, все заведения закрываются рано в воскресенье. Находим открытое информбюро с хорошоговорящей по-английски тёткой, которая объясняет, что корабли в Риеку ходят в 6 утра, а нашего корабля еще нет на пристани, будет только в 9 вечера. И даже сказала название корабля.

Надо искать ночлег. Решаем не ехать по тропе, вдоль берега, поднимаемся по автодороге в гору, спускаемся с неё и оказываемся в таком месте, до которого по берегу час езды. Удивительно! За 5 минут проехали столько, сколько по берегу целый час. Находим место, ставим палатку.

Вечерний вид из кемпинга с берега, у палатки

Отправляемся пешком обратно, в город. Старательно записываю дорогу в мобилу, чтоб найти нашу палатку на обратном пути. Отмечаем, что без великов передвигаться гораздо медленнее. Хочу успокоиться и своими глазами увидеть наш корабль. В Лошине большое тусево, корабль приплыл, но поговорить не с кем, отменят его или нет. Долго шатаемся, решаю, что, скорее всего, этот паром будет намного дороже, чем прошлый, денег может и не хватить. Обменники в такое время уже не работают, снимаю 800 кун карточкой. Курс получается 6,18 руб/куну, потеря 3,2%. Заходим в кабак на плаву, там можно только выпить, нам не подходит, мы хотим есть :) Возвращаемся в центр, ужинаем пиццей с пивом и отправляемся спать. По записям находим дорогу. Так получилось, что ложимся в час ночи, а в 4 уже вставать.

Итого: проехали 30 км, весь день испортило «сонное» вино :)

День 11 Rijeka – 22 июня

В 4 утра ещё темно, капает дождик, выезжаем через ресепшн кемпинга, на нас ноль эмоций. На корабле нам говорят, что рейс могут отменить из-за непогоды. Блин! Какая непогода!? Ветра почти нет! Ещё добавляют, что даже если и отменят, то есть автобус в 6:40, едущий тем же путём, что и мы сюда, далее на паром, но автобус намного дороже. Решаем, что велики, по-любому придётся разбирать, и под дождём крутим гайки. А народ вокруг спокойненько покупает билеты и подтягивается к кораблю. Мы опять с вопросом в кассу: «так отменят рейс или нет?» В ответ: «Не знаю, всё решится в самую последнюю минуту». Решили, что если народу наберётся достаточно, то поплывём, а про погоду – это была отговорка. Быстренько зачехляем велики. Билет стоит всего 40 кун, не ожидали, мог бы и не снимать деньги по грабительскому курсу. Бобры потом рассказали, что за автобус платили почти в 5 раз больше. При входе Юрку дёргает мужик за велик, Юрка, не обращая внимания, проходит в корабль. Мужик нагоняет, показывает на торчащий руль из чехла, велит убрать. Приходится прямо в корабле откручивать руль. Мы недоумеваем, корабль 100 метровой длины, какая разница, торчит руль из чехла или нет!?

Как выплываем из бухты наш катамаран (у него 2 носа) взревает двигателями, как на воздушной подушке, обплывает близлежащие острова, собирая пассажиров в Риеку. Смотреть в окно совсем неинтересно – дождь, а вообще, должно было быть красиво…

На палубу не выпускают. Решили спать. Юрка устроился в кресле, я расстелил пенку между сиденьями и лёг в проходе.

Через 4 часа мы в Риеке. На выходе, тот же, дотошный, мужик читает лекцию, что с байками на его корабль нельзя, хотя другой мужик нам говорил, что в чехлах можно.

«Не любитель велосипедистов» - решаем мы, собираем велики под навесом и едем в знакомый центр города. Надежда на хорошую погоду ещё не пропала.

В центре полно народа, молодёжи гораздо больше, чем мы были в первый раз, в начале путешествия. Хотя погода и невзрачная. «Просто тогда были выходные, а сегодня понедельник» - решаем мы.

Поели, попили пивка, дождь всё не прекращается. Включаю КПК и обнаруживаю бесплатную сеть WiFi, смотрю российские новости, вылезаю в одноклассники, делать в такую погоду совсем нефиг. У Юрки рождается план: по его карте кемпингов, можно ехать на восток, в направлении Сплита, в противоположную от Учки сторону, там есть кемпинг, в нём и переночевать и покупаться в последний день.

Так и делаем, дорога сразу в гору, но в такую погоду это даже хорошо. Юрка одевает свой полиэтиленовый плащ, сверху ещё и шлемак, плащ раздувается на ветру, выглядит сюрреалистично :) Водители бибикают и ржут :) 2 толстяка смеются не разгибаясь и показывая большой палец «Во!:)» Как выезжаем из Риеки дорога сужается до совсем узкой. Машины летят на большой скорости. Справа отбойник и за ним обрыв. Велосипедисту совсем негде ехать. Если разъезжаются две фуры или фура и автобус, то велосипедист уже попросту не помещается! За всё путешествие первый раз на такой стрёмной дороге. Одеваю шлемак. Дорога всё уже и уже. Вечереет. Встречные бибикают и мигают фарами. «Ребят, вы Камикадзе!» - имеют они ввиду.

Проезжаем трубы и какие-то заводы на побережье, похожие на нефтеперерабатывающие. «Да, местность в одну сторону от Риеки разительно отличается от другой! Не зря в велоотчёте писали, что Истрия – самое лучшее место для велопоходов» - отмечаем мы.

Прямо над нами нависает мост, который мы из электрички приняли за мост на остров Крк.

Видим залив и на берегу деревню.

Вот эта стрёмная дорога:

Всё сильнее боюсь за свою жизнь. Решаю так, пока вижу встречные машины, останавливаюсь, прижимаясь к отбойнику и пережидаю. Как пропадают, независимо от того есть попутные или нет, вскакиваю на велик и гоню что есть мочи… Так, перерывами, ехать намного безопаснее, у попутных есть возможность обрулить тебя. Видим знак «Индустриальная зона». Какой тут кемпинг? Тут одни трубы и заводы!

Доезжаем до моря, деревня Bakarac. Там решили и заночевать. Видим двух бомжей, крутящих в руках дверцы от тумбочек с мусорки и думающих, пригодится такое в хозяйстве или нет.

Юрка хочет ночевать подальше от шатающихся бомжей. Ветер дует нещадно, накрапывает дождь. Он, даже начинает уговаривать на гостиницу. Я наотрез отказываюсь: «Что это за походники, ночующие в гостинице». Посмотрев цену Юрка тут же передумывает :)

Садимся в кафешку, там показывают фильм со Сталоне, мужики смотрят без звука и громко обсуждают. В помещении даже жарко, наконец-то согреваемся, берём по 60 г коньячку – согреваемся ещё больше :) Обсуждаем как доехать обратно, а заодно и выжить :)

Уже в темноте поставили палатку в облюбованном до этого месте.

Итого: проехали 30 км, убедились, что дорога в Сплит, если б поехали туда по Димкиному плану, совсем неприкольная.

День 12 - Zagreb 23 июня

Просыпаемся, завтракаем в кафешке, напротив вчерашней. Подъезжают вымокшие мотоциклист с девушкой. Злые на погоду. У нас последняя возможность покупаться перед отъездом. Думаем, что под дождём кайфа мало. Переживаем, как доехать до Риеки. Малость успокаивает одно – теперь будем ехать впритык к горе, а не у обрыва. Прижатым фурой быть тоже не хочется :) Более того, с гор на дорогу падают камни. Шлемаки, всё же, пригождаются.

Всю дорогу льёт дождь. Для согрева использую способ: жму на тормоза и кручу педали :) По накатанной проезжаем центр, с праздногуляющей молодёжью, покупаем бутылку вина. Велики приходится разбирать, поезд оказывается без велосипедного вагона.

Билет получается на удивление дорогим. Туда мы ехали за 50 кун без велобилета, обратно же - за 100 кун. Выходит, велосипедные поезда не только удобные, да еще и более дешёвые!

Велики в тамбур. У Юрки предположение, что раз такие дорогие билеты, то за велик платить не придётся. Когда подходит контролёр и начинает что-то балагурить про велосипеды, Юрка прикидывается, что ничего не понимает и с нас денег не берут :)

Открываем бутылку, стремаясь чокаемся, выпиваем, предлагаем нашему попутчику в купе. Он отнекивается, что выпил вчера очень много и теперь не хочет:) Оказывается, он учитель, живёт около Сплита. Явно хочет поболтать, говорит, что понимает наш русский, но русский и хорватский похожи только тогда когда в течение длительного времени слушаешь разговор. Улавливаешь смысл болтовни. Когда же произнесена одна фраза, ничего не понятно :) В итоге болтаем по-английски. Спрашиваю про отношение к Америке, говорю, что их соседи – Черногорцы очень не любят политику США, сосед же, осторожно, отвечает, что относится к Америке нейтрально. Про Россию единственное, что знает, что там холодно, на что мы ему говорим, что в Москве бывает и пожарче Хорватии (если оценивать недавнюю погоду). Спрашивает про русских женщин. Мы отвечаем, что русские женщины, конечно, красивее хорваток, вернее не красивее, а одеваются лучше и красятся больше :) Замечает, что зря мы бухаем таясь, в поезде продают спиртное, так что пить можно :)

Бобры присылают СМСку, что встретят нас. Так и случилось :) Пока я собираю велик на вокзале, пристает местный пьянчужка, что-то рассказывает про развал Югославии и про то, как он любит Россию :)

Едем смотреть ночную столицу вшестером. Отмечаем, что компания неуправляемая.

Какая-то огромная церковь в центре, светятся наши катафоты и велорюкзак :)

В Загребе кафешки дороже в пару раз, чем везде. Едим в МакДональдсе, едем ночевать на наше коронное место, в котором мы были в первую ночь. Юрка бодро ведёт всех, переезжая шестиполосную дорогу с одной стороны на другую без светофоров и пешеходных переходов. Оказываемся на окраине, заехали не туда. Решаем ехать к ближайшему мосту и там искать место. Там, в отличие от нашего первого места, трава скошена и нет стогов сена. Так даже лучше, в длинной мокрой траве больше вымокнешь.

Димка стремается, говорит, что «freecamping» в Хорватии запрещён, а мы ночуем в самом центре столицы. Но мы же ночевали уже :) Раз такое дело, ложимся без палаток, за что, вскоре, и поплатимся. Посреди ночи опять начинается ливень. Вскакиваем, мой спальник уже порядочно подмок. Собираем палатку, залезаем туда втроём с Ваньком. Раньше нам вдвоём было тесновато, теперь же размещаемся и втроём :)

Итого: проехали 35 км, убеждаемся, что компания из 6 - неподъёмна.

День 13 - Zagreb-Москва 24 июля

Оба Димки и Вовка в 7 утра уже вскакивают и уезжают, зачем-то в аэропорт, когда самолет у нас только в 14, наша палатка просыпается гораздо позже, куда-то спешим, гоним и приезжаем тоже очень рано. Но лучше рано, чем поздно :) Неспешно запаковываемся, погода явно улучшается, иногда даже проглядывает солнышко.

Помня то, как искромсали велик при полёте «туда», на этот раз, обматываю раму туалетной бумагой и обворачиваю страницами толстого журнала. Вторую педаль не откручиваю, если кинут велик, упадёт на педаль, а не на раму. Поверх оборачиваю пенкой.

Юрка собирается у аэропорта.

Аэропорт. Бобры уже собрались.

Взвешивание опять проходим без проблем, перевеса нет, только, на этот раз, аппарат рентгена меньше, чем в Москве и велик туда не пролезает, приходится откручивать и седло. В Дьюти фри, по совету Ванька, покупаю местной водки 2 бутылки.

Взлёт, самолёт полупустой. Бобры набрали халявных газеток :)

Отмечаем, что погода опять портится, на стёклах капли дождя. Ну, нам это уже не важно :) Ванёк пытается показать Плитвицкие озёра на камере, на которые мы так и не попали. Пару раз турбулентности. КПК у меня, ещё в дороге, сглючил. Сделал ему Hard Reset. После этого программка IGO всё время вылетает. Следить за полётом я не могу. Вижу, когда турбулентность, самолет поднимается выше 11 км и развивает скорость до 850 км/ч, а так летит ниже 10 со скоростью 800.

Ура:) Удачная посадка. Быстро выдают велики. Димка куда-то спешит, меня не ждут, пока я разматываю раму. Собирать велик в Шереметьево-2 не так прикольно как в Загребе, снуют какие-то подозрительные типы, всё время приходится следить за вещами. Юрка велик не собирает, уезжает на электричке на Савёловский вокзал. Собираюсь через 15 минут после бобров. На велике всего пара новых царапин, видимо бумага спасла или грузчики попались поаккуратнее :)

Москва встречает абсолютно такой же погодой, как и в «солнечной» Хорватии, то бишь дождём:),бензиновыми разводами на лужах и пробками на Ленинградке. Сразу бросается в глаза, уже отвык. На электричку от Планерной, с бобрами, опаздываю всего на пару минут. Пока жду следующую, хорошенько промёрзаю. От Рижской доезжаю на велике до Москвы-3, жду свою электричку, приходится периодически подтягиваться на штырях железобетона, согреваясь :)

Итого: мы дома, проехали 17 км.

Выводы:

1.     С великами, на самолёте, путешествовать не проблема, по крайней мере, на Аэрофлоте. Запаковывать их надо потщательнее, грузят не жалея.

2.     Палатку, всё же, стоит брать, с погодой может быть всякое.

3.     В шлеме, в жару, очень тяжело ездить, а занимает полрюкзака.

4.     Советую покупать велосипедную карту, чтоб меньше кататься по асфальту.

5.     Самое прикольное место для велосипедиста – Истрия, острова хуже. Правда, на юге мы не были. (На юге, по слухам, есть мины)

6.     Спланировать всё заранее не получится, много горных дорог, да и погода может подпортить отдых.

7.     Задница ни у одного из нас не болела, хотя четверо были в обычных шортах.

8.     Всего денег потратили по 350 евро за 12 дней, питаясь всё время в кафешках(не считая перелёта).. Евры брать выгоднее всего.

9.     Подзаряжать телефон и GPS без проблем можно в кафешках и кемпингах.

10.   Велочехол надо возить с собой, а не прятать в аэропорту, хорваты очень дотошны.

11.   Бобров кусило 3 клеща, двое наступили на морских ежей, и один смахнул с себя паука «Чёрная вдова», укус которого смертелен, осторожнее.

12.   Стоит взять очки, соленущая вода не так щиплет глаза, да и есть чего посмотреть под водой, в отличие от Чёрного моря.

13.   За одно путешествие всю страну точно не посмотреть, начинать можно с Истрии. Самые клёвые места расположены около Пореча.

14.   Очень пригодилось расписание паромов, по нарисованным на картах маршрутам кораблей может ничего и не плавать:)

 

(с) Яковлев Михаил 07.2009